Словарь сертификации

Словарь сертификации

Аккредитация -
1) официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять испытания или конкретные типы испытаний продукции;
2) процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Аккредитующий орган -
орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации

Аттестат аккредитации -
документ, выданный аккредитующим органом и регистрирующий факт официального признания компетентности организации в определенной области деятельности (либо независимости и компетентности).

Аттестация организации -
проверка организации с целью определения ее соответствия критериям аккредитации.

Безопасность -
отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Ведение классификатора -
комплекс работ, направленных на своевременное внесение изменений во все документы, с ним связанные, доведение этих изменений до пользователей. Работы по ведению координирует Госстандарт России.

Государственный реестр систем сертификации -
официальный перечень зарегистрированных систем сертификации.

Декларант -
изготовитель (продавец), принявший декларацию о соответствии и зарегистрировавший ее в установленном порядке.

Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям (Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", статья 7).

Держатель сертификата соответствия -
организация или индивидуальный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответствия

Доаккредитация -
расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации.

Заявитель -
предприятие, организация, лицо, обратившееся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Знак соответствия -
зарегистрированный в законодательном порядке сертификационный знак, используемый согласно порядку сертификации третьей стороной для продукции (услуги), находящейся в полном соответствии с требованиями нормативного документа, применяемого при сертификации.

Идентификация -
процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нормативных или информационных документах.

Изменение к стандарту -
модификация, дополнение или исключение определенных разделов (частей фрагментов) нормативного документа. Результаты изменения публикуются отдельно в виде перечня (листка) изменений.

Измерительная техника -
совокупность технических средств и методик проведения измерений.

Инспекционный контроль аккредитованной организации -
проверка, проводимая аккредитующим органом, с целью выяснить, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией -
контрольная оценка соответствия, цель которой установить, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Квалификационные испытания -
метод оценки работы лаборатории путем проведения таких же параллельных испытаний в другой аналогичной лаборатории (межлабораторных испытаний).

Комплекс маркетинга -
совокупность управляемых составляющих маркетинговой деятельности организации или рыночная политика, "маркетинг-микс" (marketing mix) Составляющими комплекса маркетинга являются: товарная политика (product), продвижение товара на рынок (promotion), ценовая политика (price), сбытовая политика (place) и кадровая политика (personal). Маркетинг-микс называют также концепцией "5Р".

Консенсус -
согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам в процессе принятия нормативного документа (стандарта) у большинства заинтересованных сторон. Консенсус не предполагает полного единодушия.

Критерии аккредитации -
требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация, чтобы быть аккредитованной.

Критерий достаточной обработки / переработки -
один из принципов определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две или более стран, считается происходящим из страны, где он был подвергнут последней существенной обработке / переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Для оценки критерия достаточной обработки / переработки может применяться кумулятивный принцип, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки / переработки в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара.

Маркетинговые исследования -
систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед организацией задач, сбор информации, ее изучение, обработка и представление результатов.

Международная организация по стандартизации - организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны.

Метод измерений -
сочетание принципов и средств измерений, соответствующих выбранному принципу.

Метод испытания -
установленные технические правила проведения испытаний.

Методика испытаний -
техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия.

Мультинациональный маркетинг -
одна из концепций международного маркетинга. Комплекс маркетинга дифференцирован и адаптирован для каждого из целевых рыночных сегментов, характеризующихся явными отличительными особенностями (национальными, культурными, традиционными и пр.).

Недифференцированный маркетинг -
стратегия маркетинга, направленная на весь рынок с одним и тем же предложением в противовес разработке отдельного предложения для каждого (выбранного в качестве целевого) сегмента.

Новое издание стандарта -
новое печатное издание нормативного документа, включающее изменения к предыдущему изданию, даже если в текст стандарта внесено только содержание листка поправок (листка изменений).

Нормативные документы на продукцию, представляемую к обязательной сертификации -
Законы РФ, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством устанавливают требования по безопасности продукции и услуг.

Нормативный документ -
документ, в котором изложены установленные в процессе стандартизации правила, принципы, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, доступные широкому кругу заинтересованных в нем пользователей.

Нотификация -
официальное уведомление по какому-либо международному вопросу. Здесь - по вопросу, касающемуся международной стандартизации.

Область аккредитации -
один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Омологация -
официальное утверждение, приемка. По терминологии ЕЭК ООН относится к приемке оборудования дорожных транспортных средств.

Операционный маркетинг -
совокупность целей, инструментов маркетинга и конкретизированного комплекса маркетинга по отношению к рынку, где происходит деятельность фирмы.

Ответственный маркетинг -
маркетинг, концепция которого сопряжена с двумя ключевыми идеями: забота о благополучии покупателей, а не об удовлетворении их краткосрочных потребностей; ориентация фирмы на долгосрочное благополучие общества в целом. Например, концепция ответственного маркетинга корейской фирмы "Самсунг электроникс" на российском рынке: главное требование при создании новых товаров - абсолютная безопасность для здоровья пользователей (особенно детей).

Охрана окружающей среды -
защита среды обитания от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.

Оценка соответствия -
любая процедура, прямо или косвенно используемая для определения соответствия продукции требованиям технических регламентов или стандартов Чаще соответствие подтверждается сертификацией. К процедуре оценки соответствия могут быть отнесены: отбор проб, испытания, контроль, регистрация, аккредитация, утверждение (принятие).

Переиздание стандарта -
новое печатное издание нормативного документа без изменений.

Пересмотр стандарта -
внесение всех необходимых изменений в содержание и оформление нормативного документа. Результаты пересмотра представляются путем опубликования нового издания стандарта.

Петля качества -
схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла - от определения потребности и проектирования до утилизации.

План по стандартизации -
программа работы органа, занимающегося стандартизацией, в которой перечисляют названия текущих работ по стандартизации.

Позиционирование товара -
определение его места на рынке в условиях конкуренции с другими аналогичными предложениями с учетом изученных потребительских предпочтений и политики конкурентов.

Поправка к стандарту -
устранение из опубликованного текста опечаток, лингвистических и других ошибок. Результаты поправки представляются опубликованием отдельного листка либо новым изданием стандарта.

Признанное техническое правило -
техническое положение, которое по признанию большинства компетентных специалистов в процессе разработки и принятия стандарта или другого нормативного документа отражает передовые научно-технические достижения.

Применение нормативного документа -
использование его в производстве, торговле и др. сферах, касающихся продукции, процессов, услуг.

Принцип измерений -
использование определенной физической величины (явления) для получения результата измерения. Например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта.

Программа качества -
документ, который регламентирует конкретные мероприятия по улучшению качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к продукции (услуге, проекту).

Проект стандарта -
предлагаемый вариант нормативного документа, предназначенный для широкого обсуждения, голосования или принятия в качестве стандартов.

Прослеживаемость -
возможность проверки наличия составляющих системы обеспечения качества, при этом они должны не только реализоваться практически, но и быть документально оформлены. Прослеживаемость продукции - это возможность проследить за использованием, местонахождением и соответствием единицы продукции определенным нормам посредством идентификации.

Размер физической величины -
количественная определенность физической величины, присущая конкретному материальному объекту (процессу). Истинный размер - объективная реальность, не зависящая от измерений.

Разрядный (рабочий) эталон -
эталон (средство измерения), который применяется для поверки рабочих средств измерений.

Региональная организация по стандартизации -
организация, членство в которой открыто для соответствующего национального органа каждой страны только одного географического, политического или экономического региона.

Резидент -
любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Однако в указанное понятие не включается лицо, которое подвергается налогообложению в государстве только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.

Рециклинг -
повторное промышленное использование отходов производства и потребления. Знак рециклинга означает возможность переработки отходов или то, что товар получен из вторичного сырья.

Сегментация -
процесс выделения на рынке групп потребителей, предъявляющих однородные (сходные) требования к предлагаемым товарам.

Сертификат о происхождении товара -
документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный органом государства - экспортера, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством.

Сертификат соответствия -
документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", статья 6).

Сертификация -
Деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация персонала -
установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям отечественных и/или международных стандартов.

Сертификационный центр -
юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Система аккредитации -
система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Система обеспечения качества -
совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, ответственности работников. Составляющие (мероприятия, элементы) системы качества должны быть прослеживаемы на всех участках петли качества.

Система сертификации однородной продукции -
система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Система управления качеством окружающей среды -
часть общей системы управления, которая включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Совместимость -
пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию для выполнения установленных требований при заданных условиях.

Соответствие назначению -
способность изделия, процесса или услуги выполнять определенные функции при заданных условиях.

Социальная лояльность компании -
степень выполнения требований конвенций МОТ и ООН в отношении использования детского и принудительного труда, обеспечения безопасности и гигиены работ, соблюдения свободы ассоциации и права заключения коллективных договоров и др.

Средства контроля (испытаний, измерений, анализа) -
установки, приборы, приспособления, инструменты, которые характеризуются техническими показателями (диапазоны измерений, систематическая погрешность), необходимыми для обеспечения контроля с требуемой точностью. Если контроль проводится химическим методом, к средствам добавляются еще и реактивы с данными об их свойствах, составе, степени чистоты. Оборудование и реактивы могут быть стандартизованными или изготовленными специально для конкретного испытания.

Срок действия стандарта -
период времени от даты введения в действие нормативного документа до момента его отмены. Решение о введении и отмене принимает ответственный за стандартизацию орган, принявший этот документ.

Страна происхождения товара -
страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке / переработке.

Схема сертификации (форма, способ) -
определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Тезаурус -
словарь, в котором максимально полно представлены термины с примерами их употребления.

Тип транспортного средства -
транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий по характеристикам, содержащимся в конкретных правилах ЕЭК ООН и национальных стандартах.

Товар -
любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу.

Товарная номенклатура -
применяемая в государствах - участниках Соглашения Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и комбинированной тарифно - статистической номенклатуры ЕС

Требования к маркировке -
касаются места ее нанесения (на продукцию, я

С Вами будет работать опытный специалист по сертификации, который окажет Вам помощь в решении всех вопросов по сертификации и в получении разрешительной документации для производства и реализации Вашей продукции! С уважением и уверенностью во взаимовыгодном сотрудничестве, Центр сертификации МашТест, тел.: +7(495) 795-40-25